пятница, 14 июня 2013 г.

Новые классы общества



Общество развивается, меняются социальные классы, а также меняются и отношения между ними.  Уходят в небытие старые, появляются новые классы общества.

При феодализме было 3 класса: аристократия, духовенство, крестьяне. Основной ценностью была земля, поэтому 90% доходов было связано с нею. Крестьяне занимались сельским хозяйством, а аристократия и духовенство, через армию, контролировали ресурсы. С развитием промышленности изменилась ситуация и между слоями общества. Аристократия и духовенство потеряли позиции, власть захватили те, кто владел средствами производства. Слои индустриального общества: пролетариат - рабочий класс и буржуазия. Те, кто владел заводами, контролировали  общество до конца 20-го века.

С развитием технологий произошла глобализация. Основное производство перенесли в юго-восточную Азию, главная ценность стала создаваться не в сфере производства, а в маркетинге. Например, в магазине кроссовки продаются за 150 долларов. Завод продает эти же кроссовки маркообладателю за 10-15 долларов. Получается расходы - это производство (10-15 долларов), логистика (5-15) и реклама/маркетинг (основная часть). Притом стоимость марки стала зависеть не от заводов и прочих средств производства, а от бренда - торговой марки.

Соответственно общественные отношения тоже поменялись. Появились новые классы общества. Буржуазия разделилась на 3 группы: кто производит - промышленников, финансовый капитал и тех, кто занимается продажами, маркетингом и пиаром. Основная конкуренция к концу 20-го века развернулась между финансовым капиталом и пиарщиками. Эта конкуренция продолжается и сейчас. В рабочем классе тоже произошли изменения: с одной стороны у специалистов появилось больше возможностей, с другой стороны низкоквалифицированные кадры в последние 10 лет 20-го века потеряли заметную часть доходов, а также в их среде возросла безработица.

21-ый век. Технологии поднялись на небывалый уровень, общество вступило в информационную эпоху. Основными отличиями от индустриального периода стало:
1) Количество персонала в ближайшие годы будет все сокращаться. Например, там где раньше требовалось много рабочих, сейчас достаточно несколько человек. В продажах и администрировании интернет "уволил" до 80% персонала в отдельных сферах. Именно использование информационных технологий в продажах позволило США в 2000-2010 гг. обойти Европу. Внешне выражено это было в росте доллара по отношению к евро.
2) Для деятельности наличие фактического оффиса перестало быть важным фактором. Деятельность все больше переходит в виртуальную среду - интернет.
3) Объединение будет происходить не по территориальному, а по языковому принципу. Т.е. преимущество будет у тех, кто владеет языками у которых много носителей.

Соответственно новое общество будет характеризоваться и новыми отношениями между старыми и новыми классами и социальными группами. Основные группы можно выделить следуюшие:
1) Те, кто занимается производством. Разница будет в том, что таких людей будет относительно немного. Они будут заниматься не производством, как таковым, а скорее создавать что-то новое в технической среде. Возможно, это будет элита общества. (1-2%)
2) Те, кто займется администрированием. Первая группа будет создавать, а вторая будет создавать условия для работы первых, а также обеспечивать практическое применение технологий. (1-2%)
3) Те, кто способен обеспечить каналы сбыта. (1-2%)
4) Финансовый капитал.
5) Обслуга. Те, кто будет обслуживать первые 4 группы там, где нельзя использовать механизацию. Сюда включены также те, кто будет обеспечивать силовую поддержку (10-15%).
5) Иждивенцы и паразиты. Эти слои не создают стоимости, поэтому они будут прямо зависеть от остальных. а следовательно их уровень жизни будет невысоким. Чтобы примерно представить как будет выглядеть их жизнь, можете посмотреть на США и черные кварталы гетто. В будущем так будет выглядеть жизнь до 75-80% населения.

В следующей статье рассмотрим новые классы более подробно, а также их взаимодействие.

Продолжение следует.


Содержание блога