среда, 15 мая 2013 г.

Виды конкуренции

Начнем размышления с того что же такое конкуренция вообще...
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

 В данном блоге я не буду описывать азы экономики о совершенной и несовершенной кокуренции, монополиях, олигополиях. Я остановлюсь на чисто практических моментах, которые важны в маркетинге. 


Основные виды конкуренции: внешняя и внутренняя, прямая и косвенная. А далее, исходя из классификации, решаете что делать - дружить с потенциальным конкурентом или нет, принимаете меры для реализации своих интересов.

Внешняя и внутренняя  конкуренция. Можно трактовать как в широком смысле так и узком. Например, в животном мире биологические виды конкурируют между собой - это внешняя конкуренция, но также существует и внутривидовая конкуренция между особями конкретного вида. В коммерческой внутренняя конкуренция - это конкуренция между партнерами одной компании, или теми, кто использует одинаковые принципы работы, замкнутые на ком-то, а внешняя между компаниями. Особенно это заметно в  МЛМах. Также внутренняя конкуренция - это конкуренция между работниками каждой фирмы. Умный руководитель всегда учтет: надо  чтобы конкурировали работники или нет, в рамках конкретной ситуации.

 Прямая и косвенная  конкуренция. Прямая конкуренция происходит тогда, когда ЦА одна и принцип товаров / услуг особо не отличается. Косвенная - когда те же потребности клиентов можно удовлетворить другими способами. Например, конкуренция между авиокомпаниями - прямая. конкуренция между авиакомпаниями и автобусными, пароходными компаниями (другими способами доставки людей из точки А в точку Б) - косвенная. Также авиакомпании косвено конкурируют и со средствами связи, так как сейчас многие вопросы можно решить через связь, и человеку не требуется использовать транспорт.

 Эта классификация видов конкуренции является гибкой. В зависимости от ситуации может отличаться: прямая и косвенная по отношению к внешней/внутренней. Это происходит тогда, когда компании реализуют свои интересы сообща против других компаний. Например, предприятия конкретной страны конкурируют между собой за деньги жителей (прямая  конкуренция). Но они готовы объединиться, чтобы противостоять компаниям из других стран. Здесь они образуют уже свою систему, в рамках которой они конкурируют внутренне.

Это первая статья из цикла статей о конкурнции. Сдесь мы рассмотрели основы и классификацию видов конкуренции.

Статьи о маркетинге:
Аксиомы маркетинга
Первая теорема маркетинга
Вторая теорема маркетинга
Третья теорема маркетинга
Работают ли продающие тексты?
Cоставление УТП - уникального торгового предложения
Маркетинг ритуальных услуг
Терминология маркетинга на простых примерах
Подарок, как инструмент маркетинга
Маркетинг и гопники
Продающие вопросы
Виды конкуренции
Задачи маркетинга раньше и сейчас
Основы пиар-технологий

Содержание блога